b69e270b

Педагогический такт учителя

Труд педагога является поистине трудом души. Даже обладая наивысшими знаниями по предмету, нельзя считать себя педагогом. Потому что мало знать предмет, нужно уметь донести свои знания до формирующейся личности. И не просто донести, а сделать так, чтобы подросток захотел принять те знания и умения, которые предлагает ему учитель. Для достижения этих целей необходимы специальные педагогические умения, позволяющие воздействовать на психологию подрастающей личности.

Кроме учебной деятельности, педагог обязан воспитывать личность. Воспитывать всеми доступными способами: своим внешним видом, своими речами, своим поведением, мировоззрением. Основой воспитательного процесса как способа общения с детьми и подростками является педагогический такт.

В переводе слово «такт» дословно обозначает «мера». Чувство меры должно изначально быть заложено в человеке, именуемом учителем и воспитателем. Например, выработав в коллективе демократический стиль общения, педагог должен всё-таки уметь держать дистанцию: он – друг, но в то же время и руководитель, он в ответе за детские души, судьбы, за их проступки и ошибки.

Многие педагоги не застрахованы от ошибок, которые они совершают в процессе воспитания личности. Но умение их признать, даже в некоторых случаях при необходимости попросить прощения у ребёнка не только не уронит в детских глазах достоинство наставника, но поднимет на ту высоту, которая так нужна ему, поможет добиться уважения и даже любви.

Дети подобны лакмусовой бумажке: ложь, несправедливость, лицемерие они чувствуют сразу. И если ошибки простить они смогут, то принять лицемерие и ханжество – никогда. Поэтому педагоги, заменяющие практический метод воспитания, основанный на личном примере, одними нравоучениями и чтением длинных морально-этических лекций, заведомо обречены на поражение.

Только педагогический такт учителя поможет определить именно ту невидимую черту в общении, которую не следует переступать. Например, в подростковом коллективе начинают формироваться отношения между представителями разных полов. Понятно, что эта проблема довольно серьёзная, пускать её на самотёк – дело рискованное.

Как поступит в этом случае наставник, имеющий педагогический такт? Он может провести с ребятами беседу на тему отношений между мальчиками и девочками, может устроить совместный просмотр фильма соответствующей тематики с последующим обсуждением, и незаметно подвести разговор к нужной черте. Может даже предложить подросткам провести вечер с чаепитием и танцами, с песнями под гитару, с чтением стихов о любви и дружбе. И между делом рассказать о своей первой влюблённости, о проблемах, которые могут возникнуть у ребят, о способах их решения.

Тот же воспитатель, которому педагогический такт чужд, ворвётся в подростковые отношения, обидит молодых людей недоверием, оставит грубый след в их душах. Что греха таить, иной раз «на беседу по душам» вызывают подростков, у которых ещё и в мыслях не было ничего плохого, которые и прикоснуться-то друг к дружке не смеют – их чувства только начинают зарождаться.

Так вот, прямой разговор зачастую оказывает совершенно противоположное действие тому, которого хотел бы достичь бестактный педагог. Молодые люди бывают настолько потрясены упавшими на них подозрениями, что могут совершить необдуманные, непоправимые поступки.

Не секрет, что случаи суицида стали всё чаще происходить именно по причине бестактного поведения взрослых. Одна учительница незаслуженно прилюдно обвинила ученицу в краже, другая презрительно высказалась по поводу поведения её родителей. Третий педагог припугнул юношу отчислением из школы за пропуски. А мальчик просто ухаживал за парализованной матерью и подрабатывал, раздавая листовки, – денег в семье катастрофически не хватало.

Имей эти воспитатели педагогический такт, они бы никогда не позволили себе поступить подобным образом. Ведь именно чувство такта даёт взрослому человеку такой огромный козырь, как доверие подростков. Настоящий педагог всегда в курсе того, чем живут его воспитанники, как проводят свободное время, способны ли они совершить кражу или опуститься до разврата.

Трудно ли стать тактичным педагогом? В принципе, не очень. А что для этого необходимо делать? Наверное, единственное: просто любить детей, любить свою работу и быть чистым и светлым человеком. И тогда сердце само подскажет, как следует поступать в том или ином случае.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий