b69e270b

Квинтэссенция – это пятая сущность

Квинтэссенция – это понятие достаточно древнее. Появилось слово впервые в античной философии. Первым, кто начал его использовать, был Аристотель.

В древности существовало учение, создателем которого был врач и философ Эмпедокл. Согласно его идеям, существовало четыре стихии. Эмпедокл считал, что в мире все (в том числе и организм человека) состоит из четырех компонентов – огня, земли, воды и воздуха. При этом различия между, например, растениями и животными состоят в разнице соотношения этих элементов, преобладании того или другого из них, степени выраженности.

Аристотель к указанным Эмпедоклом компонентам добавил пятый. Квинтэссенция – это пятая сущность. Аристотель назвал ее эфиром. Однако, по мнению философа, эфир-квинтэссенция – это не дополняющий основные четыре элемента, а противопоставляющийся им. Аристотель считал, что «первоэлементы» формируют область между орбитой Луны и центром Земли – «подлунный» (низший) мир. А мир «надлунный» – звезды и небо – состоят из этого пятого элемента. Но эта сущность не подвержена возникновению и уничтожению.

Понятием «квинтэссенция» очень интересовались в эпохе Возрождения. В то время интерес к алхимии, магии, античности был колоссальным. Для мыслителей эпохи Возрождения квинтэссенция – это некий «дух мира», оживляющий тело. Эта идея лежала в основе учения Платона.

В эпоху Возрождения эти идеи снова стали актуальными. Последователи античного учения утверждали, что квинтэссенция составляла астральное тело, которое в свою очередь выступало в роли посредника между душой, нематериальной и бессмертной, и физическим телом. В этом направлении развивали свои идеи Дж. Бруно, Бэкон. Агриппа Неттесгеймский полагал, что на костную материю божественный дух оказать влияния непосредственно не может. Для этого необходимо некоторое «связующее звено», в качестве которого и выступала квинтэссенция, которая имела смешанную природу – духовную и телесную. Идея об «астральном теле» получила свое развитие в оккультизме.

Вместе с этим учение о квинтэссенции критиковалось еще в древности. Так, например, физик и философ Стратон утверждал, что звезды состоят не из эфира, а из огня. Мыслитель Ксенарх написал даже целый трактат «Против квинтэссенции». Однако никакая критика не могла помешать алхимикам и философам эпохи Возрождения развивать идеи о «пятом элементе».

Мыслители полагали, что квинтэссенцию можно было извлечь из тела. Таким образом, их идеи приближались к представлениям об эликсире жизни и философском камне. Подобным образом говорит о квинтэссенции Теофраст Парацельс. Он являлся не только великим медиком, но еще и алхимиком. Ученый считал, что самим Богом в огромной алхимической лаборатории, являющейся всей Вселенной, был извлечен пятый элемент всего существующего в мире. Эта квинтэссенция является человеком.

Эта идея легла и в основу знаменитого фильма «Пятый элемент» режиссера Люка Бессона. В нем также по задумке создателей создается образ совершенного человека, который царит над всеми четырьмя стихиями.

Именно эпоха Возрождения объявила человека «мерой для всех вещей». И именно в то небезызвестное время и возникло такое понимание квинтэссенции, которое отразилось в идее Парацельса. И эта идея была подхвачена кинорежиссером в конце второго тысячелетия.

Вместе с этим современная космология также использует понятие «пятого элемента». Нельзя сказать о том, что сегодня знания намного шире, нежели в древности. Однако если ранее многие понятия не принимались и критиковались (например, отрицательная энергия, темная энергия и прочие), то сегодня их используют достаточно широко. При этом перед человеком открыты безграничные горизонты познания.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий