Само слово «veto» означает в переводе с латыни «я запрещаю». Это капризное выражение, тем не менее, прочно вошло в лексикон юристов и политиков. Считается, что впервые право вето было применено в Древнем Риме, во времена Республики; его еще называли «правом трибунов». Трибуны – граждане Рима, выбранные из плебса представлять интересы горожан, – могли ветировать, а именно налагать запрет, отзывать постановления, принятые сенатом или магистратом. Такой запрет еще назывался интерцессией. Единственным лицом, чьи указы не подлежали подобным ограничениям, был диктатор Республики.
Таким образом, право вето – это отказ принимать какой-либо законопроект или решение в сфере политики, принятые полномочным органом, другим субъектом права (лицом или органом), и этот отказ имеет юридическую силу. В политической сфере это означает власть отменять, приостанавливать или запрещать указы и решения, принятые соответствующим органом. Такая власть может носить частичный или абсолютный характер.
После Древнего Рима практика вето не применялась вплоть до XVII века, до образования Речи Посполитой, унии государств Литвы и Польши. В голосовании высшего государственного органа Сейма (парламента) был принят закон о «либерум вето» (о свободном вето, в переводе с латыни). Речь Посполитая руководствовалась законом Nihil novi (то есть Радомской конституцией), согласно которому король не мог издавать законы без согласия всей шляхты. Шляхтичи сейма избирались местным сеймом для того, чтобы представлять в нем интересы своей местности. Поскольку государство носило федеративный характер, где все области имели равные права, возникла традиция наделять возможностью запретов каждого парламентария. Решение считалось принятым, когда за него голосовали все без исключения члены Сейма. Считается, что впервые в Польше право вето использовал в 1669 г. представитель Киева Адам Олизар.
Недруги Польши – Пруссия и Россия – немало пользовались этим процедурным моментом, существующим в законодательстве Речи Посполитой. Они подкупали шляхтичей, которые использовали свое право вето, чтобы блокировать те или иные решения, и тем самым ослабляли государство-соперника. В первой половине XVIII века такая практика стала обычной для сессий сейма, и заседания срывались, едва успев начаться. Так продолжалось до 3 мая 1791 года, когда конфедеративный Четырехлетний сейм принял новую Конституцию, в которой устанавливался принцип принятия решений голосованием большинства.
Однако сам принцип отзыва указов или блокирования решений продолжает жить в политике многих стран и в процедурах принятия решений межгосударственных организаций. В некоторых президентско-парламентских республиках имеет место право вето президента.
Оно может быть абсолютным (резолютивным): в таком случае президент имеет право окончательно отклонить закон, принятый парламентом. При относительном (отлагательном или суспенсивном) вето президент лишь останавливает вступление законопроекта в силу, а парламент имеет право принять его при повторном голосовании квалифицированным большинством голосов (в США и РФ — это две трети парламентариев каждой палаты). Частичным или выборочным вето глава государства имеет право отклонять статьи или отдельные части законов и актов.
Хотя в Уставе Организации Объединенных Наций нет ни слова о ветировании, это право там активно используется. Право вето в ООН имеют пять постоянных членов Совета Безопасности – Россия, Великобритания, США, Франция и Китай. С самого начала применение практики замораживания решения ООН какой-либо страной, обладающей этим правом, приводило к нарушениям прав человека. Так, Совбез ООН никак не может принять резолюцию, осуждающую политику Израиля по захвату территорий, и другие важные решения, поскольку представитель стран, пользующихся правом вето, использует его для провала данного вопроса. Это, естественно, вызывает серьезную критику со стороны многих государств-членов ООН.