b69e270b

Антология мировой философии. Древний Восток

«Антология мировой философии», изданная в 1969 году, состоящая из 4-х томов, включает в себя избранные произведения мыслителей, оказавших влияние на развитие мировой философии с древних времен до наших дней.

«Антология» дает возможность всем желающим познакомиться с шедеврами мыслителей и разобраться в обширном литературном наследии.

Благодаря удачной подборке текстов, «Антология мировой философии» дает полное представление о различных учениях. Удобство этого сборника заключается в том, что в достаточно небольшом объеме приводятся самые главные мысли классиков философии, поэтому читатели могут в короткий срок получить представлении о том или ином авторе или направлении.

Первый том «Антологии» посвящен памятникам древних времен и средневековья. Рассмотрим подробнее характеристики философской мысли Древнего Востока.

Считается, что философия зародилась в тот момент, когда на смену первобытнообщинному строю пришли первые государства.

Можно сказать, что первые философские традиции складываются в Древней Индии. Первые памятники относятся к началу второго тысячелетия до нашей эры. Примерно в это же время происходит развитие философии в Древнем Китае и Египте. Что касается последнего, то здесь речь идет лишь о разрозненных отголосках некоего знания, не носящих целостный характер.

На философию Древней Индии оказала влияние кастовая структура общества.

Также важно отметить, что дофилософские знания Древнего мира носили мифологический характер. Так, в Индии первым источником подобных воззрений можно считать Веды. Это сборники текстов, включающие фрагменты древних мифов, а также заклинания, предназначенные для брахманов (жрецов).

Веды состоят из четырех частей: Атхарваведа – заклинания, Яджурведа – жертвенные формулы, Самаведа – песнопения, Ригведа – гимны.

Ближе к концу второго тысячелетия до нашей эры появляются «Упанишады» – философские тексты, в которых отражен поиск истинного знания. Здесь формируются основные направления индийской философии – перерождения, кармы и единства Атмана (Мировой души) и Брахмана. Мировая душа – ода для каждого человека. В Упанишадах формулируется основная цель человеческой жизни, которая заключается в освобождении Атмана от внешних покровов.

С 6 века до нашей эры наступает время классических философских систем, которые подразделяются современными учеными на ортодоксальные учения, основанные на Ведах, и неортодоксальные, отрицающие понимание таковых как первоисточника знания.

«Антология мировой философии» рассматривает Веды и Упанишады как источники древнего знания. Здесь приводится современный (в основном материалистический) взгляд на древнюю философию. Например, отмечается, что философы древности в очень малой степени отождествляли свои труды с научной мыслью. Такая связь появляется лишь в Древней Греции.

На более позднем этапе развития философской мысли в Индии прослеживается связь ее с математикой, развитие которой достигло здесь высокого уровня, и превзошло даже достижения Древней Греции.

«Антология мировой философии» (1 том) рассматривает также философские традиции Древнего Китая, которые можно разделить на несколько периодов. Прежде всего, это протофилософский, в течение которого были созданы такие памятники, как «Книга истории», «Книга перемен», «Книга песен». Древние философы Китая в последующем черпали вдохновение из этих источников.

Второй период называют натурфилософским, когда оформляется идея, определяющая китайскую философию – учение об инь и ян (женское и мужское начало, их единство в круговороте жизненной силы).

Третий период – «Золотой век китайской философии», происходит формирование большинства школ, к которым относится даосизм, конфуцианство, моизм и другие.

Четвертый период ознаменован тяжелым кризисом. В это время духовная жизнь Китая пострадала от государственного контроля. Были уничтожены многие источники, казнены философы.

И, наконец, пятый период характеризуется синтезом важнейших учений и появлением неоконфуцианства.

В первом томе «Антологии» представлены также памятники философии Древней Греции и Средневековья.

Несмотря на то, что «Антология мировой философии» была издана в 1969 году, она не теряет своей актуальности и до сих пор, так как изложенные здесь труды являются поистине бессмертными и будут востребованы в любую эпоху.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий