b69e270b

Теория конвергенции: общая характеристика

 

В настоящее время имеется большое количество популярных и обоснованных психологических теорий, каждая из которых предлагает особый взгляд на развитие человека. В одних этот процесс определяется врожденными инстинктами, в других – социальной средой, которая дает особые стимулы и их подкрепления. Но существует концепция, в которой объединены данные факторы – гетотип и социальная среда. Это теория конвергенции Штерна.

В основу ее положен ряд доказанных утверждений.

1. Человек одновременно является как биологическим, так и социальным существом. Поэтому генотип и среда имеют одинаково важное значение в процессе развития ребенка.

2. Теория конвергенции доказывает, что только благодаря слиянию внутренних данных и внешних условий происходит полноценное формирование личности. Каждое новообразование является результатом данного процесса.

Теория конвергенции для решения проблемы взаимоотношений социального и биологического в развитии использовала особый метод, который был взят из сравнительных исследований. Речь идет о близнецовом методе.

Является фактом то, что есть близнецы монозиготные (с идентичной наследственностью), а также дизиготные (с разной наследственной основой). Рассмотрим основные положения применения данного метода более подробно.

Если дети, имеющие разную наследственность, в одинаковых социальных условиях будут формироваться по-разному, то это означает, что этот процесс определяется наследственностью. Если практически одинаково, то, соответственно, решающая роль в нем отводится среде.

Аналогично же и с монозиготными близнецами. Если они проживают в разных семьях, но при этом показатели развития будут одинаковыми, то это является свидетельством того, что решающую роль оказала наследственность, если же различные, то среда.

Теория конвергенции, сопоставив показатели различий между ДЗ- и МЗ- близнецами, развивающимися в разных и одинаковых условиях, смогла сделать ряд основополагающих выводов. Они касаются проблемы относительного значения средовых и наследственных факторов, доказывают именно ведущую роль в их взаимодействии.

Теория конвергенции использовала особенности формирования одаренных детей, уделяя большое внимание несоответствию среды и генетических данных.

Эта концепция в качестве доказательства использует примеры конвергенции. Например, для ребенка в окружающей среде имеется большое количество материала для игры. Но вот то, когда и как он будет это делать, в большей степени зависит от наличия наследственного инстинкта игры.

В основу периодизации Штерн положил концепцию рекапитуляции. Следовательно, он опирался на то, что человеческое развитие включает в себя обязательное повторение всех стадий становления предков в процессе эволюции. В результате им были выделены следующие этапы:

  • От рождения до полугода ребенок находится на стадии «млекопитающих», поэтому его поведение рефлекторное и импульсивное.
  • От шести месяцев до года он переходит на стадию «обезьяны», когда происходит активное развитие подражания и схватывания.
  • В возрасте до шести лет ребенок находится на стадии «первобытных народов». На данном этапе появляется речь и вертикальная походка. Ведущую роль в развитии будут играть игры и сказки.
  • В начальной школе ребенок должен овладеть высокими этическими и социальными понятиями, поскольку это начальный этап активного формирования личности.
  • В среднем звене основное внимание необходимо уделить просвещению и интеллектуальному развитию. Это возраст познания основ всех наук.
  • Последний период – стадия зрелости, на которой происходит окончательное духовное становление человека.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий