b69e270b

Психологическая теория деятельности

Психологическая теория деятельности, предложенная выдающимся советским психологом А. Н. Леонтьевым, рассматривает психологическую и физическую активность человека в рамках социума, которая направляет и обусловливает его развитие.

Предметом изучения теории является деятельность в широком смысле слова, т.е. активное взаимодействие субъекта с окружающей средой. Благодаря этому взаимодействию субъект изменяет внешний (предметный) или внутренний мир. Стоит также отметить, что основным или исходным видом деятельности является внешняя, которая посредством социально обусловленных процессов со временем переходит в так называемый внутренний план.

Теория деятельности имеет ряд основных понятий, которые также помогают раскрыть ее сущность.

Любая деятельность человека имеет сложное многослойное строение, что значит, что ее можно подразделить на несколько уровней. Условно одним из первых назван уровень действий. Под действиями понимаются те отдельные и конкретные процессы, которые направлены на достижение определенной цели. Кроме всего прочего, это функциональная единица любой деятельности. Под целью же принято понимать тот конечный сознательный образ, ради которого, собственно, данное конкретное действие было затеяно. При этом важно отметить, что теория деятельности понимает действие как процесс полностью осознанный. Это не спонтанное движение или автоматизм. Поскольку оно непрерывно соединено с целью, которая всегда удерживается в сознании, действие в рамках такого подхода — единство физического проявления активности и сознания.

Оно состоит из элементарных единиц — операций или способов выполнения действия. В основе операций лежат навыки. Отличие их в том, что они не осознаются, то есть совершаются автоматически (в то время как действие всегда имеет осознанную цель). Наконец, низший уровень — психофизиологические особенности нашего организма, отвечающие за успешность/неуспешность, скорость и качество осуществления операций.

Мы рассмотрели механизм осуществления действий. Однако теория деятельности предлагает и иную классификацию, которая раскрывают собственно деятельность с точки зрения мотивации и цели.

Основным понятие здесь является потребность — некая необходимость, являющаяся причиной напряжения в организме, которая должна быть удовлетворена. В случае если опыт человека подсказывает ему, каким образом напряжение может быть редуцировано, то есть он знает и ищет конкретный предмет ее удовлетворения, поисковая активность подкрепляется мотивом.

Основываясь на том факте, что человек постоянно совершает какой-либо вид деятельности, психологическая теория деятельности выделяет те их виды, что свойственны индивиду в течение разных периодов его жизни.

1. Предметно-манипулятивная. Свойственна младенцам и маленьким детям. Малыши изучают особенности предметов, их свойства и действия, которые с ними можно проделать

2. Игровая. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, создают групповые правила, придерживаются их. В рамках сценария развивают игровой замысел.

3. Учебная деятельность. Свойственна школьникам и направлена на узнавание новой информации, обогащение знаний.

4. Близкое общение. Характерно для подростков, которые стремятся налаживать социальную связь, стараются быть «в группе», стать частью чего-то большего, быть принятыми и понятыми в своей среде.

5. Трудовая деятельность свойственна взрослым людям. Как видно из названия, направлена на становления человека в труде и работе.

На основе теории А. Н. Леонтьева не менее выдающиеся учеными Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым создана теория учебной деятельности, в рамках которой изучается психологическое влияние учебы на ребенка и изменения, происходящие под ее влиянием.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Experience the thrill of live concert performances and backstage access at explore here .

Оставить комментарий