b69e270b

Политическая мысль Средневековья

Политическая мысль Средневековья является частью средневековой философии. Вне сомнений, именно греко-римские и библейские представления обеспечили большую часть интеллектуального материала, получившего реинтерпретацию в контексте средневековых способов мышления, радикально отличавшихся от тех, которые преобладали в Древней Греции, Древнем Риме или древнееврейском мире. Политическая мысль Древнего мира периода поздней античности была выбрана отправной точкой потому, что она знаменовала собой общественное признание и затем господство христианства, обеспечившего фундаментальные условия для развития политических средневековых идей.

В период раннего Средневековья на Западе люди жили в мире, где христианская вера считалась само собой разумеющейся. Это было общее предположение, структурировавшее жизнь. Политика и отношение католической Церкви к политическим законам не являлись исключением. Правители считали своей обязанностью поддерживать благосостояние Церкви. Папы, епископы, прелаты отстаивали неприкосновенность политических законов. Можно сказать, что существовала своеобразная «христианская цивилизация», в которой все стороны жизни (политика, культура, искусство, медицина и так далее) определялись в контексте христианской веры.

Политическая мысль Средневековья базируется на идеях, которые формировались между господством императора Константина (306-37 г.г.) и началом восьмого столетия, когда Запад увидел приход к власти Каролингов. Эти идеи сосуществовали и взаимодействовали с чисто средневековыми способами мышления.

И если в раннем Средневековье значение этого наследия было совсем незначительным, то, начиная с конца одиннадцатого столетия, произошло повторное открытие многих источников политических идей древнего мира – таких, как свод римского гражданского права «Кодификация Юстиниана» (Corpus iuris civilis), работ Аристотеля, доступных в латинских переводах. В двенадцатом столетии уже процветало образование в Париже, Болонье, Оксфорде и других местах. К началу тринадцатого столетия сформировались корпорации, названные университетами, в которых философия изучалась в границах тем по искусству, а также на факультетах богословия. Исследования вопросов законов были очень важными, а выработанные идеи влияли на политические взгляды.

Политические учения Средневековья утверждали, что главная цель – это содействие христианскому вероучению и, в конечном счете, достижение вечной жизни. Церковь среди мыслителей, философов, богословов отводит важнейшую роль Фоме Аквинскому. Он больше, чем любой другой философ, даже Аврелий Августин, заложил основу для несокрушимого учения католической Церкви о политике.

Ранняя христианская (политическая) философия Августина находилась в большой степени под влиянием идей Платона. Христианская мысль несколько «смягчила» стоицизм и теорию правосудия античного мира. В самом его известном произведении – «О Граде Божьем» – история человечества Августином была представлена как конфликт между двумя общностями, «градом Земным» и «градом Божьим», греховным и божественным, которому суждено закончиться победой последнего.

Политическое учение Фомы Аквинского имеет дело с типами законов. По его словам, существует четыре закона: Космический закон Бога, Закон Бога по писанию, Естественный закон, или универсальные правила поведения; Человеческий закон, или специальные правила, применимые к конкретным обстоятельствам. Согласно идеям Фомы Аквинского, цель человеческого существования – это союз и вечное общение с Богом.

Но все же политическая мысль Средневековья была связана и с более важной проблемой. Как четко определить природу объекта? Широкий подход к определению данного вопроса диктуется особенностями средневековой политической мысли и источниками, которые помогают историкам восстановить его. В исследование политических идей, безусловно, следует включать любые упоминания о государстве, хотя сам термин «государство» в Средневековье мог иметь другие коннотации, которые значительно отличаются от современных мнений. Он не обязательно мог использоваться для описания аспектов политически организованного общества, во всяком случае, перед двенадцатым столетием, хотя есть некоторые ученые, определившие наличие идеи государства уже в ранние периоды, как, например, в эпоху Каролингов.

Сложность исследования кроется и в природе самих источников. Политическая мысль Средневековья не может полностью быть идентифицирована только по работам ряда мыслителей. Большинство средневековых писателей, если их рассматривать в контексте данной проблемы, были, прежде всего, богословами, философами, юристами, а к политическим идеям не проявляли слишком усердного внимания. Но в любом случае интеллектуальная ориентация этих мыслителей должна приниматься во внимание при интерпретации вопроса – так же, как и работы публицистов, вовлеченных в споры между папством и светскими правителями. Особенное внимание следует уделять юридическим источникам – из-за той роли церкви в жизни общества в раннем Средневековье, когда экклесиологические вопросы принимали политическое значение.

Кроме того, необходимо рассматривать и источники другого диапазона, отражающие порядок коронаций монархов, последовательность исторических событий – все те материалы, которые не только непосредственно, но и косвенно касаются политических вопросов и  помогают объяснить политические отношения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий